Успеть к Новому году: интервью с Катей Цитрус о выпуске новогоднего мерча

Оля Парфенова @estornino_tonto
Привет, всем читателям газеты «Сотворчество»!

Зима — идеальное время побега от взрослой жизни, от ее сложностей и забот. Но, раз уж мы взрослые, то это еще и время чтобы вспомнить свой непростой опыт и то, как с ним удалось справиться, поблагодарив себя за силу, смекалку и умение думать нестандартно.

Мы поговорили с Катей Цитрус об опыте разработки и выпуска новогоднего мерча для заказчика и для себя. Ниже полное интервью, с вопросами, которые не вошли на бумажную полосу газеты.

Приятного чтения и хорошей вам зимы, пусть согревают вас воспоминания о прошлых победах и мечты о будущих!
Про работу с «Азбукой вкуса» и бюро «Вьюга»
Я исследую тему срочных новогодних заказов, были ли у тебя такие?
У меня небольшой опыт в новогодних заказах, есть два кейса. Один — это классный проект с «Азбукой вкуса», который мы делали с бюро «Вьюга». Начали в августе и закончили к новому году, всё было очень четко, мы всё успевали. Залог успеха — новогодний мерч начинать делать в августе.
Как работалось с заказчиком?
Для «Вьюги» и «Азбуки Вкуса» — это не первая работа, они уже были сработанной командой. У нас совпало общее видение проекта, поэтому было мало правок, только по делу. Это также одна из причин, почему классно начинать заранее: вы успеваете сработаться и, к началу активной работы в конце осени, — вы уже команда и хорошо понимаете, кто что хочет увидеть.
Ты была одним иллюстратором на проекте?
Да, но у «Азбуки Вкуса» также есть свои дизайнеры, которые адаптировали мои иллюстрации под проект: изменяли цвета, создавали паттерны и встраивали готовые иллюстрации в мерч. Такой подход позволяет сократить затраты, поскольку заказывать разработку каждого элемента у иллюстратора было бы дороже, чем справиться с этим внутри команды. В итоге всё получилось супер.
Влияет на стоимость работы то, что это новогодняя кампания?
Думаю нет, просто рабочий процесс, никакой срочности не было, поэтому и никаких бонусов тоже нет.
Кажется, что тебе самой эта работа понравилась?
Да, это был очень хороший проект. Самым приятным были эмоции друзей, которые заходили в магазин и радовались от того, что знали, что это всё я нарисовала. И мерч остался на память!
Катя Цитрус —
новогодний проект с «Азбукой вкуса»
Ты состоишь в бюро «Вьюга», или как началась с ними работа?
Нет, я не представлена у ребят. «Азбука Вкуса» и «Вьюга» придумали концепт и искали иллюстратора под проект. Получилась судьбоносная история, потому что, когда ребята из «Вьюги» написали мне и попросили отправить что-то из своего актуального, я отправила картинки, которых не было в портфолио. Я скидываю эти работы и оказывается этот тот стиль, что они искали! Это был как раз тот стиль, с которым мне последнее время нравится работать. Поэтому и картинки получались лёгкие, невымученные, принимались сразу.
Ты после этого ещё работала с агентствами? Стоит ли иметь такой опыт иллюстратору?
Нет, масштабного опыта не было. Я никогда не погружалась серьезно в вопрос работы с агентствами, хотя думаю стоит. Насколько я понимаю, крупные клиенты работают в основном через агентства. А вообще сейчас хочу больше в мерче развиваться, мне очень интересно делать свои проекты, в реальном мире.

Мне интересно очень много всего, и это проблема, потому что я равняюсь на топовых специалистов в разных сферах, но, чтобы самой быть на уровне и в дизайне мебели, и в иллюстрации, и в чем-то еще, нужно несколько жизней. Отчасти, это помогает мне расти и развиваться, а с другой стороны — это сильное давление имслишком высокая планка.
О производстве капсулы своего мерча
А что с собственным мерчом? Вторая история?
В прошлом году я решила, что мне хочется сделать новогодний мерч и попробовать его продать. Моя новогодняя капсула в едином стиле — открытки, бирки на подарки и упаковочная бумага. Я — перфекционист, мне очень важно качество: бумага, печать, резка. Пока я всё это изучала, выпустить готовый продукт получилось к началу декабря. А ведь всё еще нужно было сфотографировать, рассказать людям и продать. Но я немного понимаю в продажах, а это тоже ещё одна сфера, важная для художников, независимо от того, производишь ты продукт или продаёшь знания, иллюстрации, услуги.
Ты продавала это сама или через другие магазины?
Продавала сама. Планирую в этом году попробовать также продавать через магазины. Уже сделала сайт, всё сфотографировала и выложила. Осталось рассказать миру — самое время! В прошлом году, к сожалению, я сделала всё это очень поздно. В моем случае нужно было начать разрабатывать концепцию в середине лета и произвести в августе. Тогда, к ноябрю, всё было бы готово. Но этот опыт оказался очень полезным. Когда делаешь сам, а не для клиента, чувствуешь на себе, как всё работает и на что уходит больше времени. Какой вариант печати выбрать, какую бумагу купить. В таких нюансах я подвисала. В этом году хочу дать ещё один шанс прошлогоднему мерчу. Он получился очень классный!
Какой примерно должен быть тираж, чтобы типография взяла в работу?
Зависит от типографии. Обычно минимальный тираж 20–50 изделий.
Стало ли это в итоге бизнес-проектом, получилось заработать?
Пока нет, но всё впереди! Предстоит очень во многом разобраться.
Катя Цитрус —
новогодняя капсула собственного мерча
Ты все это сама делаешь?
Сама, но мечтаю, что найдется партнер. В команде я намного продуктивнее, ведь появляется дополнительная ответственность. Сейчас я на то  этапе, когда я выстраиваю своё позиционирование. Пока сама пытаюсь во всем разобраться, планер вот завела, уже достижение. Нужно разобраться в маркетинге, понять целевую аудиторию, прописать план и воплотить идеи в жизнь!
Ты попробовала в прошлом году зайти на вдохновении, а в этом — более основательно.
Я поняла, что без фундамента ничего не получится, и время «лёгкого» Инстаграма, продвижения в нем, прошло. Поэтому я решила зайти с технических штук, которые мне подвластны: разобраться в разных соцсетях, рекламе, всё, что я могу изучить. А снимать рилсы под Уэнсдей, ну I’am too old for this sh*t.
Как ты определяла для себя ценообразование, учитывая свою работу, подрядчиков?
Определение цены для иллюстраций на заказ очень зависит от конкретного клиента, поэтому я каждый раз рассчитываю ее индивидуально. Можно найти множество хороших статей на эту тему, но я расскажу, как делаю я. Если это небольшая компания, с которой мне хотелось бы работать, я могу предложить более низкую цену. Важно четко описать, что входит в работу, какая сумма, сроки и объем работ. Затем я передаю эту информацию клиенту, и, если стоимость ему не подходит, мы можем обсудить возможные варианты: сократить объем работы, продлить сроки или, например, отметить меня в публикации. Таким образом, мы находим компромисс, если клиент очень хочет сотрудничать именно со мной. Кроме того, я опираюсь на свой предыдущий опыт. Сейчас нижняя планка стоимости намного выше, чем пять лет назад.

Возвращаясь к мерчу, важно понимать, что это тиражная штука: один раз сделал и дальше используешь. Я считаю себестоимость производства, доставку, и комфортную мне наценку, в которой учитывается моя работа. Обязательно сравниваю себя с конкурентами: это реальность, и нельзя её игнорировать, особенно, если ты начинающий. Но не надо сравнивать себя со штуками с AliExpress, хотя и там бывает нормальный по качеству мерч, блокноты или стикеры. И для большинства покупателей, прямо скажем, совершенно неважно откуда производитель взял картинку для тетрадки. В этот момент нужно понимать свою аудиторию. Например, я делаю карточки для развития зрения у малышей, имони не могут сравниться по стоимости с такими же карточками с маркетплейсов. Но для моей целевой аудитории важно, что это иллюстрации, на которые дизайнер потратил время. Поэтому, как бы это парадоксально ни звучало, в случае с карточками, моя целевая аудитория — это не родители младенцев, а дизайнеры, которые выбирают подарок, ну, или дизайнер с младенцем. Поэтому для меня, например, заходить на Wildberries, платить комиссию за размещение — кажется бессмысленным, там нет моей аудитории.
Как же донести свою работу до тех, кому она интересна?
У меня, к сожалению, нет стопроцентных ответов, потому что я сейчас в том моменте, когда пытаюсь это для себя осознать. С учетом того, чтомвесь флоу изменился, Инстаграм уже не тот, появились Телеграм каналы, — в общем, всё меняется, и идея все бросить порой кажется весьма заманчивой, но идти вперед интереснее!
Что помогает вернуться и пойти по этой дороге?
Мне очень помогают микро-медитации, они возвращают меня в реальность, помогают успокоить сознание, составить план и просто по нему двигаться. Других вариантов я не вижу. Ещё читаю классную книжку, не люблю мотивационную литературу, она только нервирует, но эта милая, называется «Хочу как они» Нины Карниковски. В ней истории людей, которые приняли решение заниматься делом, которое приносит им радость и полезно людям. Это важные факторы, на мой взгляд, на стыке которых и нужно выстраивать свое дело. Это не универсальная идея, есть люди — бизнесмены по складу характера, которым не важна сфера. А есть люди как я, которым очень важно, что они делают, получать удовольствие от процесса созидания. Важно разобраться, что ты можешь миру дать. Вот я люблю делать красивое, и, хотя это никого не лечит, но и это полезно людям, потому что в моменте это их успокаивает и приносит радость. Конечно, планы и цели — важны. Пусть они будут маленькие, но их нужно делать: без них будешь топтаться на месте.
Катя Цитрус @katyacitrus
Не люблю обещания, но пожелала бы себе и всем, кому это нужно, не боятся делать, потому что даже небольшие проекты иногда могут привести к очень неожиданным результатам. Общаться. Не боятся показывать то, что ты делаешь, потому что никогда не знаешь, как это может в итоге обернуться.

Бывает, что хочется проснуться и сделать что-то великое, но сейчас я поняла, что, возможно, мой путь в другом. Мой путь в маленьких шагах, которые нужно делать регулярно, и учиться чему-то новому всё время, стараться не выпадать из меняющегося пространства. Поменьше нервничать и побольше делать! И отдыхать не забывать, это тоже важно!

Вопросам и предложениям рады на почте: club.illustrators@gmail.com

Made on
Tilda